Техника будущего

Компьютеры и принтеры к концу первой четверти XXI века уже обыденность.
А про квантовые компьютеры и 3D-принтеры можно и помечтать.



Есть ещё технологии 2010-х, такие как 3D-телевизоры (см. также «Стереокино») и очки дополненной реальности, но раскрыть их потенциал не получается, по социальным причинам.

Любительская голография: начало пути (автор himiklab), 21.03.2019
Вычисляемое видео в 755 мегапикселей (автор 3Dvideo), 19.02.2019
Первый коммерческий квантовый компьютер — IBM (автор IMnEpaTOP), 9.01.2019
D-Wave Systems продали 2000-кубитный адиабатический квантовый компьютер (автор it_man), 30.01.2017
«Квантовые компьютеры, квантовая инженерия и квантовость» (автор Александр Загоскин), 12.04.2016
Обратимые вычисления, квантовые алгоритмы, реализации на языке Haskell и др. (автор Darkus), 29.12.2014


Стереокино

В феврале 1941 года в московском кинотеатре «Москва» прошла премьера стереоскопического фильма «Концерт / Земля молодости». Благодаря специальному экрану Семёна Павловича Иванова зрители могли наблюдать объемное изображение без каких-либо дополнительных приспособлений. Это был первый в мире коммерческий показ стереофильма без очков.

После войны распространение получил более дешевый анаглифический метод получения стереоизображения. По сути, нужен любой цветной экран (желательно побольше) и разноцветные очки. Чёрно-белые фильмы при этом смотрятся шикарно, а цветные... ну, можно привыкнуть за полминуты, после чего помучить глаза часик-другой.

Анаглифные очки
Подобные очки автор смог заполучить себе в 2010-м,
в комплекте с DVD-диском с фильмом «Аватар».
Вдохновившись Minecraft, сделал поддержку в BoxEngine.

А в 60-е была разработана система «Стерео-70», с пассивными поляризационными очками. Автор, вместе с классом, смотрел кино и мультики в харьковском стереокинотеатре в 90-х, вероятно, именно в этой системе.

Системы стереоскопического кинематографа СССР (автор Николай Майоров), 21.11.2016
Стереофильмы СССР. Система «Стерео-70» (автор Николай Майоров), 13.11.2016
3D-кино в СССР появилось в конце 40-х годов (автор SNEG), 21.06.2015
Стереокино в СССР (автор Александр Достян), 14.01.2013


Apple

MacBook Pro с MacOS X Lion — чудо техники в 2011-м. Операционка красива, но тяжела для 4 ГБ ОЗУ. Благо, установка 16 ГБ ОЗУ потребовала лишь качественную отвёртку.

Устройство iPod touch — без сотового модуля, компаса и GPS, а в остальном тот же iPhone. Благодаря тому, что народ в массе своей не мыслит жизни без всё-в-одном смартфона, iPod touch является весьма выгодным приобретением.

MacBook Pro iPod touch 4gen

MacBook Pro 13 2011: обзор и характеристики (appls.me), 2017


3Dfx

Есть что-то в истории этой компании, делающее её незабываемой.

На компьютере у Шурика (см. «IBM'ки») хорошо игралось в псевдотрёхмерные и некоторые трёхмерные игры, но только купленный в 2002-2003 ускоритель 3Dfx Voodoo II 8 MB позволил играть в такие игры, как Unreal. Правда, встала проблема качества в 2D, которое по-прежнему показывалось встроенной в SIS5598 видеосистемой, так теперь ещё и через дополнительный VGA-кабель.

А весной 2004 года на радиорынке была приобретена карта 3dfx Voodoo 5 5500 PCI 64 MB, и понеслось...

Voodoo 5 5500 PCI
На такой видеокарте прекрасно играется в дошейдерные 3D-игры.
Вставляется в слот PCI, который есть практически на любом компьютере 2000-х.

Glide навсегда, 2005-


Aureal Vortex

При разработке игр всенепременно уделяется внимание графике. Это то, что заметят. То, что можно наглядно сравнивать. То, на что делается упор в так называемых AAA-играх.

А есть другое, менее уловимое, однако создающее атмосферу. Игровой процесс, интерфейс управления, искусственный интеллект и... звуковое сопровождение игрового мира.

Diamond Monster Sound MX300
Самый реалистичный аппаратный 3D-звук в истории.

Как рождался компьютерный звук. Часть 2 – продолжение статьи, 2017
Список игр с поддержкой A3D, 2003


ZX Spectrum

Компьютер, способствовавший творчеству у населения — это видно из того, какое разнообразие программ, игр и прочего контента на нём мы имеем.
Недавно создали многозадачную ОС.

Пентагон-128
Клон спектрума «Пентагон-128».

«Современный ZX гейминг» (sinc LAIR), 21.10.2017
«Квантовый скачок Синклера» (sinc LAIR), 8.12.2016
«Как я делаю мультики» (Wally Eleksiriuzmus), 28.03.2016
«Лучшие эксклюзивы» (PodcastOGRU), 18.12.2015
Коллекция игр, эмуляторы (ahtoxa_m), 22.08.2008


IBM'ки

На стыке 95-го и 96-го в лицее, среди КУВТ «Корвет», появился первый IBM PC compatible с Windows 3.1, с цветным экраном. Использовался для изучения, для разработки. Иногда вечерами Сергей Михайлович (или, редко, кто-нибудь из учеников) играл в Lines или проходил уровень в The Lost Vikings.

К лету 96-го появилась ещё IBM'ка, а потом и ещё, и простому ученику стало уже реально разрабатывать основательные проекты в Quick Basic под MS-DOS, рисовать в Paint, писать в WordPad. А иногда собирались толпой до 10 человек (остальные смотрели) и играли на учительском компьютере в Tank Wars.

Voodoo 5 5500 PCI

Летом 97-го в лицей приехало много IBM'ок. Ученики помогли установить их по периметру компьютерного класса, после чего с удовольствием на них поиграли. В частности, очень затягивал Supaplex. Ну и работать стало вообще хорошо: Windows 95, Visual Basic (а ещё Pascal, C, ассемблер), локальная сеть (личные хранилища, сетевые ресурсы, интранет).

В июне 2000-го отец подарил Шурику компьютер, купленный в МКС. В дополнение к Windows 98 почти сразу была установлена Windows 2000, красивая и стабильная, но жадная к объёму ОЗУ, так что пришлось докупить ещё пару шестнадцатимегабайтовых планок SIMM. Работа велась с привычными ещё с лицея программами. Кроме того, покупались диски на Балке, качались программы в интернет-кафе по ссылкам из журнала «Мой компьютер», переписывалась инфа у знакомых. Первые яркие запомнившиеся игры: Doom II, Outcast, Dune 2 и Fallout.

«ПК 90-х. Детство буржуя» («Уютный подвальчик»), 2017-2019


«Корвет»

"Изначально предназначался для автоматизации управления установкой
по дистанционному измерению параметров низкотемпературной плазмы
методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой
информации и теоретических расчетов, ведения архива данных..."

В лицее работал КУВТ из 13-ти таких компьютеров, объединённых в локальную сеть, из них один учительский, с двумя 5¼" дисководами. Вся система питалась одним 42 В блоком питания. Иногда он выбивал пробку.

Бейсик Корвет
Что делать? Для начала можно набрать программку с книги.

Super Jumper
Некоторые яблоки берутся только ценой жизни.

В конце 99-го учительский «Корвет» работал у Шурика дома.

Кроссворд

Материалы – эмуляторы, инструменты и прочее, 2019

Демо-эффекты (авторы ESL / ivagor), 6.05.2014 / 11.10.2016, «Корвет» или эмулятор
Athletic Land – ремейк игры от Konami (автор ESL), 9.06.2013, «Корвет» или эмулятор
Super Jumper – делает игру реально интересной (автор Tre), 1995, «Корвет» или Windows


Доисторические

Что такого можно было делать в первой половине 90-х, когда доступа к компьютерам просто не было?

Представьте себе дачу без линий электропередач. Было интересно построить в домике систему освещения. Составляющие: батарейки, провода, выключатели, низковольтные лампочки с патронами и рефлекторами.



Работа с фотоплёнками:
Диапроектор «Огонёк» Фотоаппарат «Смена»
Требует бережного отношения (чтобы не засветить и не расплавить кадры), а этого трудно ожидать от ребёнка.
Однако, есть сторонний пример детского творчества с диаскопом (более простая вещь, чем диапроектор).

Был, конечно, и телевизор, подключался через стабилизатор.



А вот такой электроникой пользовались спокойно:
Часы «Электроника 5»
Карманная игра «Космический мост»


Электромеханическая печатная машинка «Ятрань»

«Жизнь школьника 90-х» (DanielResident), 5.07.2021
«Старые видеоигры» («кипнисОвщина»), 20.05.2018
«Развлечения детей 90-х» + 2-я часть («Интересные факты»), 14.09.2017
«Один день детства», вторая серия (Kinamania), 1.02.2017
«Факты про СССР» (MegaShow TV), 2.08.2016
«Привет с 90-х» (4istitdva), 28.07.2016

Отечественная Радиотехника ХХ века (автор RW6ASE) + форум
Музей советских игровых автоматов + статья
Музей электронных раритетов (автор Kлапауций)
Коллекция советской цифровой электроники (автор sfrolov)



Defder, 2022